В Москве дежурят более тысячи бригад скорой помощи, которые помогают 10 тысячам москвичам ежедневно. А за год «скорая» выполняет более четырёх миллионов выездов. Экстренную помощь в стационарах ежегодно получают более миллиона пациентов. Но технологические и логистические решения для оказания экстренной помощи в ряде столичных больниц не унифицированы. В связи с этим врачи в Москве разрабатывают новый единый стандарт оказания экстренной помощи, который поможет повысить её качество, скорость и эффективность.
Новый стандарт учитывает все аспекты – новая инфраструктура скоропомощных комплексов, их современное оснащение, чёткие алгоритмы по каждому экстренному случаю, уникальная программа обучения медработников и психологическая помощь для пациентов и их родственников.
Создание стандарта началось четыре года назад и проходит в несколько этапов. С 2018 года шло проектирование и строительство шести новых скоропомощных стационаров общей площадью 100 тысяч квадратных метров. Это уникальные медучреждения, которым нет аналогов в России. Они сфокусированы только на оказании экстренной медицинской помощи, включают вертолётные площадки, высокотехнологичные операционные, комфортные условия для больных, их родственников и персонала, а также концепцию работы «врач к пациенту» для проведения диагностики у постели больного.
На втором этапе (2021-2022 годы) специалисты разрабатывают и апробируют новый стандарт, а также формируют команды скоропомощных комплексов. Ведущие врачи разных специализаций проработали подробные алгоритмы для каждого члена междисциплинарной команды – от медсестры до нейрохирурга – в каждом из возможных случаев оказания экстренной помощи. Также стандарт предусматривает требования к уровню профессиональной подготовки медработников, обучение и отработку навыков на специальном тренировочном полигоне.
Третий этап запланирован на 2023 год – собственно переход новых медучреждений на работу по стандарту. Это – две тысячи новых сотрудников, более 600 коек (половина из них – реанимационные), возможность принять более 1500 пациентов в сутки (более 500 тысяч больных в год).
Один из новых скоропомощных комплексов строят на территории ГКБ имени В. М. Буянова. Зам по экстренной помощи медучреждения Игорь Власов рассказал, что принципы и алгоритмы стандарта позволят вывести неотложную медицинскую помощь в городе на качественно новый уровень
«Мультидисциплинарный подход нового стандарта позволит индивидуально подойти к лечению каждого пациента. Ведь у любого из поступающих к нам больных может быть какое-то сопутствующее заболевание. И самое важное в таком случае – грамотно организовать взаимодействие всех специалистов для помощи одному человеку», – сказал Власов.
Что представляет из себя новый московский стандарт экстренной помощи:
1. Единые медицинские алгоритмы – включают в себя чёткий механизм действий для каждого медработника, единые стандарты диагностики и проводимых исследований в любой экстренной ситуации. Это поможет сотрудникам понимать, кто, в какое время и что конкретно должен делать. Алгоритмы разработаны с учетом использования цифровых решений и новейшего оборудования скоропомощных комплексов. Каждый из алгоритмов будет отработан до автоматизма, что позволит эффективнее оказывать помощь.
2. Высокий профессионализм в командной работе – это междисциплинарный подход, единые требования к профподготовке работников, специально созданный стандарт образовательной программы для подготовки новых сотрудников и сильные коммуникативные навыки каждого.
3. Единый стандарт оснащения оборудованием – более 10 тысяч единиц новейшего медоборудования: КТ, МРТ, ангиографы, гибридные комплексы для операционных, УЗИ экспертного класса, навигационные системы, эндоскопическое и лабораторное оборудование, оборудование для отделения реанимации и интенсивной терапии. Также это 60 высокотехнологичных операционных, часть из которых – уникальные гибридные, не имеющие аналогов в России. Они необходимы для выполнения сложнейших хирургических, нейрохирургических, сосудистых, травматологических и кардиохирургических вмешательств. Возможности проведения таких операций вырастут в несколько раз.
4. Передовые цифровые решения – это единая цифровая платформа московского здравоохранения с интеграцией скорой помощи, центра медицины катастроф, санитарной авиации, стационаров и амбулаторного звена. Принцип «цифрового госпиталя», когда вся медицинская документация ведется в электронном виде с доступом врача к ней в любое время суток. Цифровая система оценки состояния пациентов, которая помогает врачам определять степень тяжести поступающих больных. Также будут внедрены технологии искусственного интеллекта и телемедицинских консультаций с дополненной реальностью с врачами из центра критических состояний.
5. Стандарт организации скоропомощных комплексов – это единые принципы распределения пациентов по функциональным зонам в зависимости от тяжести состояния, выполнение всех диагностических процедур у постели больного без его перемещения по кабинетам, а также удобная планировка помещений, их интерьера и системы интуитивно понятной навигации.
6. Пациентоориентированность – впервые в командах больниц появятся социальные координаторы для выполнения немедицинских функций. Кроме того, специальная визуально-аналоговая шкала поможет оценивать боль, а для обезболивания будут использованы самые современные протоколы – кожная, местная анестезия, обезболивающие в виде спрея для носа и инъекций.
Стандарт также предусматривает для пациентов психологическую помощь, помощь в решении важных бытовых вопросов на время госпитализации, оценку потребности в соцпомощи после выписки и, при необходимости, возможность вызова такси.
В рамках пациентоориентированного подхода функции стандарта направлены и на родственников больных, а именно: контакт-центр для получения информации о состоянии и планируемых манипуляциях с пациентом, комфортные зоны ожидания, кафе и кабинеты психологической поддержки.